borawind (borawind) wrote,
borawind
borawind

Categories:

Сингапур. Из третьего мира в первый. Часть 1.

River
Да, на этой фотографии самый центр Сингапура. Так он выглядел не так давно, в 60х годах


DSC_0440
..а так центр Сингапура выглядит сегодня. Мы знаем это карликовое государство как одного из так называемых азиатских тигров. Этот тигр за 30 лет совершил невероятный прыжок, попавший в учебники по экономике и изучаемый теперь ведущими государствами мира.



DSC_0014
Для большинства Сингапур начинается с огромного и красивого аэропорта Чанги, разроссшегося из бывшей британской военной базы в несколько огромных терминалов, соединяемых поездами и длинными травелаторами.



DSC_0001
Чанги очень оригинально подошел к дизайну общественных туалетов. Вообще по-моим скромным наблюдениям, если, находясь в общественном туалете, видно, что проектировщики раздумывали о его дизайне,  можно смело утверждать, даже еще не выходя из аэропорта, что вы прилетели в развитую страну.



SingaporeEmbarkationCard
В Сингапуре довольно строгие законы и суровые наказания. За провоз наркотиков, например, вас, особо не церемонясь, вздернут на виселице, о чем вежливо предупреждают в карточке прибытия. Коррупции и разгильдяйства здесь тоже практически нет, поэтому провозить наркотики желание отпадает сразу.



DSC_0401
Страна безусловно развитая, но не сказать чтобы суперсвободная. Скорее даже наоборот. Однако вы абсолютно свободны тут во всех своих действиях пока не нарушили закон. Кто-то может назвать это свободой канарейки в пределах клетки, но при отсутствии клетки, люди превращают свободу в беспредел. Яркие примеры - Сомали или Афганистан, свобода полнейшая, правительства и законов 0.



DSC_0250_2
История современного Сингапура невозможна без тесного переплетения с историей одного человека, о котором обязательно нужно тут упомянуть. Имя этого человека хорошо известно как в Сингапуре, так и за его пределами - Ли Куан Ю.



DSC_0249_2
Ли Куан Ю был премьер министром Сингапура 30 лет с момента обретения страной независимости. Именно в этот период неразвитый и бедный Сингапур совершил свое экономическое чудо, подобное японскому и стал одной из самых успешных стран мира.



DSC_0243_2
Итак, что же молодой юрист Ли Куан Ю, только что ставший главой нового государства, со своими соратниками имел в 60х годах.. Крохотную молодую и только что обретшую шаткую независимость страну без полиции и армии, полное отсутствие природных ресурсов, включая питьевую воду (в Сингапуре и сегодня вода импортируется), этнически разрозненное и не очень толерантное друг к другу население, ослабление влияния и опеки Великобритании, которая сама переживала нелучшие времена к востоку от Суэца, коррупцию во власти и госструктурах и неджружелюбных соседей. Прямо скажем, не самый лучший расклад.



DSC_0247_2
Но было и хорошее. А именно, удачное географическое положение, порт, унаследованные от британцев английский язык, юридическая и административная система, в которой все было четко и просто, по принципу "это можно, а вот это нельзя, а третьего не дано". Была так же британская военная база, которая впрочем должна была расформироваться через несколько лет, оставив Сингапур наедине с федеративной Малайзией, желающей присоединения Сингапура, с одной стороны, и индонезийской хунтой с другой.

DSC_0290_2
Перед Сингапуром стала острейшая проблема привлечения инвестиций в страну, даже не проблема, а просто единственное условие выживания. И Сингапур начал выживать. Виживал, как и полагается маленькому и слабому - отчаянно. Вот пара небольшых цитат из мемуаров Ли Куан Ю:
"Когда представители  компании  "Хьюллет  -
Паккард" вели  переговоры о строительстве фабрики, они решили  первоначально
взять  в аренду два  верхних этажа шестиэтажного  здания. Лифт для подъема
большого технического оборудования нуждался в трансформаторе, которого у нас
к моменту визита самого господина Хьюлетта не было. Вместо того чтобы
заставить его подниматься на шестой этаж пешком, проложили
огромный кабель из соседнего здания, и в день его визита лифт работал."
"Хьюллет - Паккард" основал предприятие в Сингапуре.



DSC_0283_2
" ..Истории, подобные этой, распространились среди  американских
производителей электроники, и вскоре другие компании по производству электроники последовали за ними. Мы приветствовали каждого инвестора, но, когда мы находили большого инвестора с
потенциалом для серьезного роста, мы просто из шкуры лезли, чтобы помочь ему
начать производство в Сингапуре."



DSC_0339
Производство, как мы все хорошо видим на примере сначала Европы, США, а теперь и Азии - залог роста и стабильности экономики. Через несколько лет за американцами подтянулись японцы, которые к тому времени начали выводить высокотехнологичное производство из своей страны в другие страны. Сначала робко и осторожно, а потом, поняв, что возврат от инвестиций в страны Юго-Восточной Азии, включая Сингапур, намного превышает возврат от инвестиций в Европу или США, к середине 90х, стали крупнейшим иностранным инвестором в страны этого региона.



DSC_0366
Ну а дальше, когда основные стартовые трудности были преодолены, поехало-понеслось с динамикой снежного кома.  Правительство из кожи вон лезло чтобы привлечь инвестиции, искоренить коррупцию и всячески обеспечить беспрепятственное развитие бизнеса. Инвестиции и бизнес давали работу и доходы населению, а так же развивали инфраструктуру, повышали стабильность и безопасность, что повышало привлекательность для уже новых инвестиций и бизнеса. Круговорот замкнулся.



DSC_0378
Ну что же, нам, в начале 21 века, повезло видеть Сингапур во всей красе его экономического расцвета. Начнем потихоньку знакомиться с его лицевой стороной.
Днем в Сингапуре, как можно догадаться, очень жарко и душно. Жарко настолько, что народу на улицах вечером и ночью намного больше чем днем. Прячась от жары в тени мостов, очень удобно расположились кафе и забегаловки.



DSC_0389
Мне очень нравится изучать новый мегаполис с метро. Как это часто бывает, сингапурское метро начинается с подземного перехода.



DSC_0391
Далее идут антивандальные и невероятно тормознутые машины по продаже билетов-карточек с тач-скрином, который было бы точнее назвать пуш-хард-скрином. Для разового проезда необходимо купить у автомата карточку, заплатив депозит в 1 доллар. Причем пополнить баланс на карточке нельзя, а нужно каждый раз возвращать ее автомату в обмен на депозит, а потом покупать новую. Все это занимает очень много времени и создает некоторые трудности. Тут приятно вспоминается японский автомат по продаже билетов в метро, который использует разовые билеты, принимает монеты разных номиналов горстями, а не по одной и просто "выстреливает" сдачей за секунды.



DSC_0610
Далее на эскалаторе вниз.



DSC_0597
Станции оформлены качественно, но без претензий на искусство. Все сделано из пуленепробиваемых материалов, хотя не похоже не то, чтобы в Сингапуре вандализм являлся проблемой.



DSC_0395
Очень доходчиво нарисовано где ждать входа, а где выходить. Кому-то может показаться глупым, но в Гонконге например, некоторые свежеприбывшие китайцы с континента могут ждять лифта, не предполагая, что для вызова нужно нажать кнопку.



DSC_0562
Поезд не имеет дверей между вагонами, что очень облегчает перемещение. Еще одна интересная особенность - практически полное отсутствие рекламы в вагонах. Считая Сингапур развитым, но все же двольно агрессивным капитализмом, я немного удивился этому.



DSC_0599
А вот такого я больше нигде пока не встречал. Очень оригинально и удобно. Во всяком случае намного более практично чем просто поручень.



DSC_0782
В Сингапурском метро запрещено есть и даже пить. Так же в стране запрещено жевать жвачку, причем не только жевать, но и продавать. Характерной особенностью выделяется то, что всегда рядом с запрещающим знаком или предупреждением четко указаны последствия за невыполнение. Все это породило немало слухов и шуток о количестве и разнообразии всевозможных штрафов. В английском появилась шутка Singapore - the fine city.



DSC_0409
Ну а вот примерно так выглядит бедноватый район. В свое время Ли Куан Ю заявил что Сингапуру надо всячески избегать социальной уравниловки, так как, по его мнению, это на его глазах превратило великий британский народ в посредственный. Принцип выживания в Сингапуре простой как в джунглях. Сильный съедает слабого.



DSC_0410
Местами даже немного напоминает Россию.



DSC_0412
Интересно и неподкупно выглядит разделительная полоса на дороге.



DSC_0417
Иметь автомобиль в Сингапуре - приличная роскошь, исчисляемая десятками тысяч долларов практически за любое авто. Таксисты например не покупают, а арендуют автомобиль для заработка, так как иначе затраты не оправдываются.



DSC_0422
Жара и влажность стоит такая, что все время тянет к холодным напиткам. Вот так, очень похоже на Японию, можно уталить жажду на улице, при помощи автомата.



DSC_0462
Зато с заходом солнца жизнь просыпается и вылазит из кондиционированных помещений на свежий воздух. Центр Сингапура очень красив и очень привелкает контрастом нового с хорошо отреставрированным старым. На заднем плане - начинается ежедневное лазерное шоу.



DSC_0463
Вкусно перекусить в Сингапуре и вообще в Азии, дело несложное. Тут я мог бы сказать, что блюдо это довольно острое, если это не было бы так очевидно.



DSC_0465
Многие европейцы, не смотря на свой исследовательский дух и интерес к новым странам, в некоторых вещах остаются довольно консервативны. При обилии местных ресторанов с невероятным разнообразием блюд, все же предпочитают старый добрый паб с фиш энд чипсом



DSC_0467
McDonald's пытается подстроиться под местную культуру практически в каждой стране.

Мне есть еще что сказать о Сингапуре, его истории, и небольшых личных наблюдениях его Чайна тауна, острова Сентоса и, конечно же, Marina Bay Sands с ее фантастическим бассейном на крыше и лазерным шоу.

Но пост этот уже прилично разросся, поэтому продолжение следует.
Tags: Азия, Сингапур
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments